О старом и новом

СПб.: Алетейя, 2000 г. — 477 с. ISBN 5-89329-234-0
Вошедшие в книгу тексты последних лет отобраны и дополнены автором, давая единое изложение трех крупных тем. Первая — историко-философского рода: представлена новая концепция русской философии, где раскрывается ключевая роль «восточно-христианского дискурса» (патристико-аскетического мышления) — как третьего структурного уровня, упускаемого в обычных схемах, основанных на бинарных оппозициях (Россия — Запад, самобытное — заимствуемое и т. ). Анализ восточно-христианского дискурса ведет к следующей теме: выясняется, что этому дискурсу отвечает особый тип «энергийной онтологии» и новое понятие энергии, отличное от классического понятия Аристотеля. В свою очередь, энер-гийная онтология влечет за собой «энергийную антропологию», подход, рассматривающий человека в измерении энергии, бытия-действия, и ставящий в центр явления и стратегии «антропологической границы», где трансформируется сам способ бытия человека. Основной вид таких стратегий — духовные практики, такие как православный исихазм; их философские и психологические проблемы — финальная тема книги.
Для самого широкого круга читателей, интересующихся современной ситуацией русской и западной философии, проблемами религиозного сознания и духовной практики.

Основной текст: 

Предисловие
Что такое православная мысль (.pdf) (c.17-34)
I. Дефиниция первая: Бесконечная патристика
II. Дефиниция вторая: Синтез патристики и аскетики
III. Дефиниция третья: Дискурс энергии
IV. Встающая перспектива: Исихазм как мировоззрение
Неопатристический синтез и русская философия
I. Школа
II. Kehre
III. Традиция
Философский процесс в России как встреча философии и православия
Метаморфозы славянофильской идеи в ХХ веке (.pdf) (c.117-140)
Эпизод 1:  Идея славянофильского возрождения
Эпизод 2:  Евразийская идея
Эпизод 3:  Идея непатристического синтеза
Перепутья русской софиологии (.doc)  (c.141-168)
Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия
Исихазм в Византии и России: исторические связи, антропологические проблемы
1. Исторический путь в сравнительной перспективе
Диада Обожение - Освящение
2. Структуры исихастского сознания
3. На подступах к решению исихастской апории
Исихазм как пространство философии
1. Ориентация
2. Реализация
Философия и теология: старые и новые парадигмы отношений
Род или неодород?  Заметки к онтологии виртуальности
0. Преамбула
1. Энергия как измерение бытия
2. К философскому пониманию виртуальности
Трилогия Границы: три текста о Духовной практике
1. Конституция: Концепты Духовной практики и Отверзания чувств
2. Истоки: смерть и неприятие смерти
3. Слегка неожиданное родство: Духовная практика и экзистенциальная аналитика (.pdf) (c. 451-472)