Хоружий С.С. Мысль Византии: автохтонные концепты и оптика умозрения.

Дата начала: 
15 апр 2015

Общая стратегическая задача курса – реконструкция оригинального строя понятий и способа мышления, созданного Восточным христианством – «Восточно-христианского дискурса». Традиционная трактовка Восточно-христианского дискурса исходит из парадигм развития Западного мира, из представлений и установок западного менталитета – как из универсальных ориентиров, явно или неявно признавая западную модель единственной нормой и эталоном и все несовпадения с нею расценивая как отклонения от нормы и признаки недоразвитости. В противоположность этому, курс показывает, что духовный мир Восточного христианства изначально руководился определенными установками, отличными от формировавшихся на Западе, и в своей дальнейшей истории стойко придерживался их – так что Восточно-христианский дискурс возникал как воплощение и развитие этих изначальных установок Восточно-христианского сознания. Суть этих установок – примат определенного рода опыта: аутентичного опыта соединения со Христом, который достигался в преемственно сменявших друг друга формах, как опыт апостолов – затем мучеников – затем аскетов. Как следствие этого примата, Восточно-христианский дискурс и учение Православной Церкви складываются как синтез патристики и аскетики.

В исторической последовательности, курс рассматривает этапы формирования Восточно-христианского дискурса, накапливая от этапа к этапу фонд «автохтонных и эндемических» понятий, т.е. созданных этим дискурсом и только ему присущих. В качестве ключевых этапов выделяются IV век – время возникновения (прото)исихастской аскезы и патристического учения о (Божественной) Личности; первый синтез дискурса в творениях преп. Максима Исповедника (VII век) и наконец, второй, паламитский синтез в эпоху византийского Исихастского возрождения (XIV век). Равное внимание уделяется патристической и аскетической компонентам дискурса. В исследовании понятий последовательно проводится компаративный подход: на всем протяжении истории дискурса, его понятия, строй и способ сопоставляются с двумя постоянными диалогическими партнерами, дискурсом Западного христианства и дискурсом античной мысли, в первую очередь, неоплатонической.

Библиография: 
Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М. 1998. 352. Хоружий С. С. О старом и новом. СПб. 2000. 475. Хоружий С.С.Опыты из русской духовной традиции. М. 2005. 447. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М. 2005. 407. *** Дополнительно: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М. 1977. Бычков В.В.Малая история византийской эстетики. Киев 1991. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том 1, основоположительный. Этико-богословское исследование. СПб. 1907. 1. Критический обзор важнейшей литературы вопроса. 388. 2. Опыт систематического раскрытия вопроса. XV, 693. 2 изд., с предисл. Сидорова А. И.: М. 1996. XXXII, XV, 693. Иоанн (Зезюлас), митроп. Бытие как общение. М. 2005. Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж 1926. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж 1950. Репр. с предисл. А.И. Сидорова: М. 1996. 449. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М. 1994. 383. Лосский В. Н. По образу и подобию. [Сб. статей]. М. 1995. 197. Лосский В. Н. Боговидение [Курс лекций]. М. 1995. 125 Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Ред. Писляков В. М. 2000. (Правосл. богосл. библиотека. 2). Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1982. 360. Мейендорф Иоанн, прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / Пер. Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П., Лурье В. М. СПб. 1997. 480. Мейендорф Иоанн, прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000. Мейендорф Иоанн, прот.Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001. Палама Григорий, св. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М. 1995. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж 1931. 240 Флоровский Г. В. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж 1933. 260. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М. 1992. 228. Яннарас Х. Личность и Эрос. М. 2005. 480. Шпидлик Ф. Духовная традиция Восточного христианства. М. 2000. Первоисточники: Добротолюбие (в любом издании). Гр. Нисский. Об устроении Человека. Спб., 1995. ВОПРОСЫ ПО КУРСУ Что такое «опыт»? Основные трактовки понятия опыта в европейской мысли Исторические формы аутентично-христианского опыта Отношение христианства к философии: основные установки, их появление и смена Что такое «догматическое богословие»? существо дискурса и его отличия от философии Христианское учение о личности: процесс выработки и анализ его базовых понятий Вселенские Соборы: сущность и назначение феномена собора; важнейшие Соборы и их темы Каппадокийские Отцы Церкви и их деятельность Западное учение от личности: главные представители и основные идеи. Определение личности по Боэцию Основные проблемы христологии и роль христологии в структуре Восточно-Христианского дискурса Парадигма обращения в античности и христианстве Концепция Духовных Врат в духовных практиках Постановка проблемы человека в Восточно-Христианском дискурсе Аскеза, ее основные элементы и установки Что такое понятия автохтонные и эндемические? Примеры автохтонных и эндемических понятий Восточно-Христианского дискурса Общее строение Восточно-Христианского дискурса
Материалы к курсу: 
Мысль Византии: автохтонные концепты и оптика умозрения.Вводная часть.
Длительность: 01:05:33
 
00:00
Мысль Византии: автохтонные концепты и оптика умозрения.История вопроса.
Длительность: 01:23:56
 
00:00
Истоки Восточно-христианского дискурса, духовные и исторические
Длительность: 00:42:08
 
00:00
Деморкация с западно-христианским дискурсом
Длительность: 01:14:36
 
00:00
Греческая классическая патристика
Длительность: 01:17:15
 
00:00
Ранняя Восточнохристианская аскетика
Длительность: 01:12:14
 
00:00
Сопоставление с органоном интенционального опыта
Длительность: 01:02:39
 
00:00
Первый синтез дискурса: Максим Исповедник, ч.1
Длительность: 01:12:14
 
00:00
Первый синтез дискурса: Максим Исповедник, ч.2
Длительность: 01:02:39
 
00:00
Богословие Божественных энергий и второй синтез дискурса (Паламитский синтез).
Длительность: 01:19:49
 
00:00
Завещание Византии: Антропологическая проблематика, рождаемая Паламитским синтезом
Длительность: 01:14:48
 
00:00
КРАТКОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: резюмирующее описание православной оптики
Длительность: 00:15:34
 
00:00
Исихастский органон
Длительность: 01:12:14
 
00:00
Историческая основа этапа: Исихастские Споры и Исихастское Возрождение в Византии.
Длительность: 01:02:34
 
00:00