ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА КАК АНТРОПОЛОГИЯ РАЗМЫКАНИЯ

Аннотация: 

Цель курса – заложить основы понимания студентами философии Кьеркегора как антропологической концепции.

Задачи курса :
- расширить подходы к анализу исторического философского материала;
- развить критическое мышление;
- сформировать навыки использования понятийного аппарата синергийной антропологии применительно к философскому материалу.

Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2008г

Содержание курса 

I. Вводное обозрение: феномен Кьеркегора в его общем строении и составе.

Преамбула: мысль Кьеркегора в контексте классической метафизики и ее антропологической критики.
Материя мысли — жизнь мыслителя. Путь Кьеркегора как опыт жизнетворчества.
Базовые структуры мысли.Ведущая парадигма онтологического размыкания.
Размножение сценариев: кризисно-пороговое сознание.
Размножение авторов: аутодиалогичность сознания. 

II. Датский сериал: шесть сценариев размыкания человека.
Сценарий Отшельника-Победителя: Выбор себя.
Сценарий Умолчателя: Вера.
Сценарий Стража: Экзистенциальный страх.
Сценарий (псевдо-)Лествичника: Экзистенциальный пафос.
Сценарий Анти-(псевдо-)Лествичника: Отчаяние.
Второй сценарий Анти-(псевдо-)Лествичника: Одновременность со Христом. 

 

Библиография: 

I. Корпус сочинений Кьеркегора 

А. Шесть базовых текстов
1. ИЛИ – ИЛИ (ENTEN – ELLER). Фрагмент жизни. Издал Victor Eremita (Отшельник- Победитель). Февр. 1843. Рус.пер.(фрагменты): С.Кьеркегор. Несчастнейший. М., 2007 (2 изд.).
2. СТРАХ И ТРЕПЕТ (FRYGT OG BAEVEN). Диалектическая лирика. Johannes de Silentio (Иоанн Молчащий). Окт. 1843. Рус.пер.: С.Кьеркегор. Страх и трепет. М., 1993 (далее как СТ).
3. ПОНЯТИЕ СТРАХА (BEGREBET ANGEST). Простое психологически намеченное размышление в направлении догматической проблемы первородного греха. Vigilius Haufniensis (Страж Копенгагенский). 1844. Рус.пер.: СТ.
4. ФИЛОСОФСКИЕ КРОХИ (PHILOSOPHISKE SMULER), 1844, и к ним
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ НЕНАУЧНОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ (AFSLUTTENDE UVIDENSKABELIG EFTERSKRIFT). Johannes Climacus (Иоанн Лествичник). 1846. Рус.пер. (фрагменты): Кьеркегор и современность. Минск, 1996; Логос, 1997, №10. Рус.пер. (Послесловия): С.-Пб.: изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.
5. БОЛЕЗНЬ К СМЕРТИ (SYGDOMMEN TIL DØDEN). Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения. Anti-Climacus (Анти-Лествичник), издал С.Кьеркегор. 1849. Рус.пер.: СТ.
6. УПРАЖНЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВЕ (INDØVELSE I CHRISTENDOM). Anti-Climacus (Анти-Лествичник), издал С.Кьеркегор. 1850. 

Б. Прочие сочинения Кьеркегора
- Из бумаг еще живущего. 1838.
- О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу. 1841.
- Повторение. Опыт экспериментальной психологии. Constantin Constantius. 1843.
- Две назидательные речи. 1843.
- Johannes Climacus, или De omnibus dubitandum (не законч. и не изд. при жизни автобиогр. текст), 1842-44.
- Предисловие. Nicolaus Notabene. 1844.
- Стадии на жизненном пути. [In vino veritas. William Afham. – Отличающееся о браке, против возражений. Супруг. – Виновен? Не виновен? Frater Taciturnus (Брат Молчаливый)] Издал Хилариус Переплетчик. 1845.
- Два этико-религиозных трактатика (1. Может ли человек умереть за истину? Поэтический эксперимент. 2. О различии между гением и апостолом). N.N. 1847.
- Назидательные речи. Деяния любви. Христианские речи. (Собрание проповедей в трех выпусках). 847-48.
- Точка зрения на мою писательскую деятельность. 1848.
- Лилии полевые и птицы небесные. 1849.
- Для самонаблюдения. 1851.
- Цикл статей с критикой институционального христианства: 21 статья в газете «Федреландет» (Отечество) и 10 выпусков листка «Мгновение», 1855.
- Дневники. (Записи с апреля 1834 по 25 сентября 1855).

II. О Кьеркегоре (основные русскоязычные издания)
Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970
Кьеркегор и современность. Минск, 1996
Мир Кьеркегора. М., 1994
Роде П.П. Серен Киркегор, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Изд-во Урал LTD, 1998
Шестов Л. Киргегаард и экзистенциальная философия. М., 1992