ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИИ

Дата начала: 
27 окт 2005

Цель курса – выстраивание сети культурфилософских понятий, посредством которых можно провести систематический, исключающий идеологизм и публицистичность, анализ комплекса проблем культурно-цивилизационной идентичности и исторического пути России. 

Концепты строятся по принципам синергийной антропологии – путем выявления их связи с антропологической реальностью и горизонтом личного бытия. В центре курса — концепты духовной традиции, культурной традиции и их отношения, которое трактуется как ключевой фактор и в смысловой структуре социокультурной реальности, и в динамике историко-культурных процессов. Вопросы о российском самосознании, о его динамике находят ответ в истории данного отношения. Особенность российских процессов — в преимущественно конфликтном его характер, и потому особое внимание уделяется раскрытию истоков и природы этого конфликта. 
Хотя курс носит не исторический, а кьтурфилософский характер (примыкая идейно к теологии культуры Г.В.Флоровского), он выстроен последовательно по эпохам русской истории, доходя до текущего момента. Тем самым достигается и другая его задача: установить «связь времен», дав концептуальную основу для смысловой ориентации в динамике постсоветской России. Также описываются пути преодоления конфликта традиций, намеченные в богословии и культуре русской диаспоры; проводятся антропологический анализ и оценка патологий постсоветского сознания и реальности. Преодоление конфликта духовной и культурной традиций рассматривается как стратегия оздоровления актуальной ситуации.

ПРОГРАММА КУРСА

(32 часа, 16 лекций)

I. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Трансляция как базовый механизм существования. Виды трансляций. Традиция как универсальный аппарат трансляции в социоисторической реальности. 

Антропологические практики, стратегии и проблема отношения антропологического и социоисторического уровней реальности.

Концепты духовной практики и духовной традиции.

Традиции социальные, культурные, народные и пр. Антропологическая природа духовной традиции – ее уникальное отличие в ансамбле традиций. 

Взаимосвязи стратегий (традиций): понятия ассоциированной, примыкающей, участной стратегии (традиции).

Отношение духовной и культурной традиции в его эволюции как ключевая характеристика культурного организма.

II. ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИЙ (ПРАВОСЛАВНЫЙ) ДИСКУРС: ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И СТРОЕНИЕ

Восточнохристианский и Западнохристианский типы духовности в сопоставлении: трансляция опыта и трансляция учения.

Генезис православной духовной традиции: проблема идентичной трансляции мета-антропологического опыта.

Структуры Восточнохристианского дискурса. Парадигма обожения и парадигма сакрализации.

III. РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ИСТОРИИ

Трансляция Восточнохристианского дискурса из Византии в Россию: Киевский этап. 

Московская Русь до Стоглавого Собора: формирование «русского извода» православной духовной традиции.

Русская духовная традиция от Стоглава до Петра I: упадок и разрыв с культурной традицией. 

Духовная традиция в Имперской России. Углубление конфликта духовной и культурной традиций. Бинарная оппозиция «славянофильство – западничество» – первая несовершенная попытка рефлексии конфликта. Учение о соборности и его деформации.

IV. СУДЬБА КОНФЛИКТА ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИЙ В ХХ ВЕКЕ.

Исихастское возрождение в России XIX-XX вв. Феномен русского старчества в его социокультурном значении.

Культура Серебряного Века в ее отношении к духовной традиции: поиски синкретического соединения традиций. Религиозно-философское возрождение, метафизика всеединства, имяславие в свете взаимодействия духовной и культурной традиций.

Пути преодоления конфликта традиций, намеченные в богословии и культуре русской диаспоры. Евразийство, «Парижский спор о Софии», «неопатристика» и «неопаламизм» в свете взаимодействия духовной и культурной традиций.

V. ПОСТСОВЕТСКИЕ ПЕРЕПУТЬЯ.

Патологии постсоветского сознания и реальности в антропологическом освещении. 

Преодоление конфликта духовной и культурной традиций как основа стратегии оздоровления актуальной ситуации.

Библиография: 
Основная С.С.Хоружий.После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994 С.С.Хоружий. О старом и новом. СПб., 2000 С.С.Хоружий. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005 *** В.Н.Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Тт.1-2. М., 1995, 1998 Г.П.Федотов. Святые древней Руси. Париж, 1931 (и позднейшие изд.) Г.В.Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1983 Дополнительная Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990 Вехи. Из глубины. М., 1991 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Сост. В.И. Кейдан. М., 1997 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж, 1974 Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Он же. Малые сочинения. СПб., 1994 Кологривов Иван, О.И. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961 Лосский Н.О. Характер русского народа. 1957 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь. Париж, 1990 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997 (и др. изд.) Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVII вв.). М., 1998 Смолич И.К. Русское монашество, 988-1917 гг. М., 1997 Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998 Федотов Г.П. Стихи духовные. Париж, 1935 (и позднейшие изд.) Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Тт.1-2. СПБ., 1991-9 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ Духовная традиция и духовная практика в их взаимосвязи Традиция и творчество: особенности проблемы в различных типах традиций Восточнохристианский дискурс в Византии и России: общее и отличное Подвижничество в Киевской и Московской Руси: духовные доминанты и социокультурное значение Генезис конфликта духовной и культурной традиций в России Основные этапы конфликта духовной и культурной традиций в России Славянофильство и западничество: деконструкция противостояния Что такое соборность Принцип соборности и принцип личности Оптинское старчество: картина явления и его антропологический анализ Исихастское возрождение в России 19-20 вв.: развитие, главные фигуры и ведущие тенденции Культура Серебряного Века как синтетический западно-восточный феномен: философия, словесность, пластические практики Русское Религиозно-философское возрождение: этапы развития, ведущие события и фигуры Русское Религиозно-философское возрождение: панорама идей и отношения с духовной традицией Имяславие и его защита в русской философии: идейный смысл исторического эпизода Классическое евразийство двадцатых годов: вехи развития и фигуры лидеров Классическое евразийство двадцатых годов: доктрина и ее критический анализ Евразийство в его постсоветской мутации (сопоставить с классическим) «Парижский спор о Софии»: канва событий и их историко-культурный смысл Концепция духовной культуры России у о.Георгия Флоровского «Неопатристическое» направление в мысли русской диаспоры: становление, основные идеи и установки Концепция неопатристического синтеза как новый подход к проблеме «Россия и Запад» Русская религиозная мысль в постсоветский период: возрождение или банкротство? Существует ли сегодня в России конфликт духовной и культурной традиций? Что сегодня не мнимо существует в России?
Материалы к курсу: 
ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В РОССИИ. вводная лекция.
Длительность: 01:09:31
 
00:00
Трансляция как базовый механизм существования. Виды трансляций. Традиция как универсальный аппарат трансляции в социоисторической реальности.
Длительность: 01:12:43
 
00:00
ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИЙ (ПРАВОСЛАВНЫЙ) ДИСКУРС: ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И СТРОЕНИЕ
Длительность: 01:30:25
 
00:00