Человек в дальневосточной картине мира

Аннотация: 

Государственный университет-«Высшая школа экономики», 2006

Цель курса — дать слушателям целостное и полифоническое представление о специфике традиционных японских воззрений на феномен человека. 

Материалом для анализа служит комплекс искусств (визуальных, словесных и пространственно-драматических), рассматриваемый как основа для реконструкции ментальных конструктов и системы мировидения, наряду с обращением к вероучению и ритуальной практике синтоизма и буддизма. 

Лекции построены на сравнительном анализе поэзии, живописи, чайного действа и др. видов традиционного искусства с религиозными текстами. Подобный метод позволяет прояснить для слушателей основной тезис курса о том, что в японском традиционном контексте преобладающим способом самосозидающей духовной практики было эстетически окрашенное творчество, дополнявшее и часто замещавшее богословскую рефлексию и религиозную практику. Это творчество по характеру порождения текстов было преимущественно акционным, направленным не на результат, а на установление экстратекстовой и сверхчувственной коммуникации, что позволяет рассматривать его с позиций синергийной антропологии.

Задачи курса:
- Служить введением в специфический тип культуры через комплексный анализ различных религиозно-эстетических текстов.
- Увидеть культурную основу альтернативного иудео-христианскому представления о человеческой личности и лучше понять почему японская религия, искусство и поэзия столь мощно резонируют с западным сознанием в последние сто с лишним лет.
- Построить профессиональный словарь терминов японской (и шире – буддийской) религии и искусства как средства артикулирования идей и фактов в семинарских дискуссиях, презентациях и в письменных работах.

(32 часа, 8 лекций и 8 семинаров)

ОПИСАНИЕ КУРСА

Настоящий курс предполагает выявить специфику традиционных японских воззрений на феномен человека. Особенностью курса является то, что материалом для анализа служит комплекс искусств (визуальных, словесных и пространственно-драматических), рассматриваемый как основа для реконструкции ментальных конструктов и системы мировидения, наряду с обращением к вероучению и ритуальной практике синтоизма и буддизма. Лекции сочетают сравнительный анализ поэзии, живописи, чайного действа и др. с религиозными текстами с тем, чтобы продемонстрировать, что в японском традиционном контексте преобладающим способом самосозидающей духовной практики было эстетически окрашенное творчество, дополнявшее и часто замещавшее богословскую рефлексию и религиозную практику. Это творчество по характеру порождения текстов было преимущественно акционным, направленным не на результат, а на установление экстратекстовой и сверхчувственной коммуникации, что позволяет рассматривать его с позиций синергийной антропологии.

ЗАДАЧИ КУРСА

Служить введением в специфический тип культуры через комплексный анализ различных религиозно-эстетических текстов.
Увидеть культурную основу альтернативного иудео-христианскому представления о человеческой личности и лучше понять почему японская религия, искусство и поэзия столь мощно резонируют с западным сознанием в последние сто с лишним лет.
Построить профессиональный словарь терминов японской (и шире – буддийской) религии и искусства как средства артикулирования идей и фактов в семинарских дискуссиях, презентациях и в письменных работах.

ТЕМЫ

ВВЕДЕНИЕ. Японская традиция: гуманизм без антропоцентризма, религия без богословия, секты без ортодоксии. 

«Путь богов» и песни людей: архаический образ мира и человека в национальной религии синто.

Куними, цукими и ханами – ритуальная поэзия, мифология, храмовая архитектура и погребальная скульптура с доисторических времен до эпохи Нара (3-9 вв.)

«Путь Будды» - рецепция и адаптация буддизма в Японии.

Буддийские школы и их учения о способе самореализации человека.

Моно-но аварэ и югэн: эстетика чувства в эпоху Хэйан (9-12 вв.).

Ментальность маппо: верования и искусство в эру Конца Закона (эпоха Камакура, 12-14 вв.). 

Ваби-саби: искусство жизни по Дзэн (эпоха Муромати, 14-16 вв.).

Укиё: буддийский мир быстротекучих удовольствий как эротическая религия позднесредневекового плебса (эпоха Эдо, 17-19 вв.).

Человек по-японски: психолингвистические аспекты.

Языковой анализ картины мира и представлений о личности и ее месте в обществе. Ключевые социо-антропологические концепты и категории современной Японии.

Дополнительная информация о курсе

Лекции сопровождаются демонстрацией слайдов и др. визуального материала.
Перед лекциями и семинарами раздаются учебные материалы (фотокопии), отсутствующие в доступных библиотеках.

Дополнительно рекомендуются вебсайты с контентом справочного и изобразительного характера. (начать нужно с сайта проф. Ватсона из Йокогамы: - там даны десятки важных ссылок на всех языках, а также www.psylib.org.ua).

Библиография: 

ЛИТЕРАТУРА:

Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей : Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики. М. : Наука, 1995

Лафлер, Уильям. Карма слов. – М.: серебряные нити. 2000. 192 сс.

Мир по-японски: эстетические и этические ценности в японской культуре. СПб.: Северо-Запад, 2000.

Накорчевский А.А. Синто. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.

Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени / Пер. с яп. М.П. Григорьева // Лик Японии. Переводы и эссе М.П. Григорьева. М.: Ин-т Востоковедения, 1997.

Штейнер Е.С. Дзэн-жизнь: Иккю и вокруг. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006.

Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квази-личность? // Человек и культура. М.: Наука, 1990. С. 164-190.

Штейнер Е.С. О личночти, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1990. С. 38-47.

Bary, Theodore de, ed. Sources of Japanese Tradition. NY: Columbia Univ. Press, 1958.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ермакова Л.М. Норито. Сэммё. М.: Наука, 1991.

Ермакова Л.М. Кодзики. СПб.: Северо-Запад, 2000.

Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма. М.: Наука, 1987.

Штейнер Е.С. Коллективность и контекстуальность как формообразующие характеристики японской классической поэзии // Япония: общество, идеология, культура. М.: Наука, 1989. С. 178-188.

Keene, Donald. Anthology of Japanese Literature. NY: Grove Press, 1955.

LaFleur, William. The Karma of Words. Berkeley: Univ. of California Press, 1983.

Mason, Penelope. History of Japanese Art. NY: Prentice Hall and Abrams, 1993, 2005.

Varley, Paul. Japanese Culture. Honolulu: Univ. of Hawaii Press, 2000.